Всемирно известная отечественная орловская рысистая порода была выведена в конце XVIII - начале XIX века в Хреновском конном заводе Воронежской губернии, принадлежавшей графу А.Г.Орлову-Чесменскому, по фамилии которого получила название.
Первый орловский рысак Барс I родился в 1784 году от фризской кобылы, с отцовской стороны он был внуком чистокровного арабского жеребца Сметанки и датской матки.
Рысаки предназначались для перевозки тяжёлых карет и экипажей.
Орлов поставил перед собой цель получить крупную, нарядную, выносливую лошадь, обладающую резвой рысью. 33 года (1775-1808) работал он над созданием этого рысака.
В результате сложного воспроизводительного скрещивания верховых и упряжных лошадей, жесткого отбора и испытаний были получены рысаки, нарядность форм и элегантность которых сочетались с высокими рабочими качествами. Орловская порода нашла широкое распространение в России. Как говорили в старину, эта лошадь годна "и под воду, и под воеводу".
Все лошади, назначенные для племенного использования, проходили тренинг и испытания в быстром беге.

Почти сто лет орловцы не имели конкурентов на беговой дорожке, но затем уступили первенство выведенной специально в спортивных целях американской стандартбредной породе.

Средние промеры:
высота в холке - 160 см;
косая длина - 162-163 см;
обхват груди - 183 - 186 см;
обхват пясти - 20,5 см.

Отдельные жеребцы много выше и массивней.

Современные орловские рыскаки имеют выраженный упряжный тип.

У них крупная голова, массивный удлинённый корпус с глубокой грудью, не всегда достаточно сухие конечности, крупные копыта.
Многие орловцы унаследовали от своего арабского предка жеребца Сметанки черты восточной породности.

Почти половина лошадей - серой масти, много гнедых и вороных, значительно реже встречаются рыжие.

У орловцев красивые движения. В работе эти лошади выносливы и сильны.

Орловские рысаки - это гордость русского зоотехнического искусства.
Орловские рысаки пригодны для русских троек, парных и одиночных запряжек.
Крупные, нарядные и резвые орловские рысаки пользовались огромным спросом, с середины XIX века их широко использовали для улучшения отечественного коневодства. Многие десятилетия орловские рысаки были основными улучшателями в массовом коневодстве России, и их число было очень велико.

Последнее время поголовье орловских рысаков стало стремительно снижаться, и сейчас их остаётся всего около 7000, в том числе 750 кобыл-маток. Возникла необходимость чрезвычайных мер для сохранения замечательной породы, которой издавна славилось отечественное коневодство.

В нашей стране их разводят чуть ли не повсеместно.
Лучшее поголовье сосредоточено на Хреновском, Московском, Пермском и Новотомниковском конных заводах.

С выведением орловского рысака связано возникновение рысистых бегов в России.
В начале века на ипподромных дорожках сверкал рекордист Крепыш, который за свою беспроигрышную спортивную карьеру был назван лошадью столетия.
Через 62 года, в 1966 году, на свет появился ещё один феноменальный орловец - Пион, которому суждено было стать всесоюзным рекордистом. Установленный им в 1974 году рекорд (2 минуты 00,1 сек. на дистанции 1600 м) долго оставался непревзойдённым.
Блестящим оказалось использование Пиона как производителя, давшего много резвых потомков.
В последнее время резвость орловцев значительно повысилась. Рекорд в беге на 1600 м, установленный в 1991 году жеребцом Ковбоем, равняется 1 минуте 57,2 секундам, но в целом же орловские рысаки по-прежнему уступают в скорости бега американским и производным от последних - русским.